|
Основные направления развития педагогической науки и образования в деятельности Уральского отделения РАО Романцев Г.М.
Деятельность Уральского отделения РАО направлена на координацию процессов научных исследований и их внедрение в образовательную деятельность. Безусловно, педагогическая наука неотделима от образования, однако их не следует и чрезмерно смешивать. В их разделении – ключ к полноценному развитию. Педагогическая наука должна изучать фундаментальные и прикладные закономерности обучения и воспитания человека и определять методологические и методические пути их внедрения в практику. Развитие образования как системы направлено на совершенствование педагогических процессов, их отдельных компонентов, методов, форм, технологий педагогической деятельности в соответствии с изменяющимся заказом государства, общества, личности.
В силу этого в своей деятельности мы разделяем процессы развития педагогической науки и развития системы образования. Все это порождает многообразие тем научных исследований и образующихся научных школ. Формируется три типа научных школ и направлений исследовательской деятельности. Это научные школы и направления педагогики, педагогической психологии, педагогической культурологии; отраслевые образовательные научные школы и направления; научные школы и направления регионализации образования.
Научные школы и направления педагогики, педагогической психологии, педагогической культурологи, частных методик
Среди таких школ в УрО РАО необходимо назвать педагогическую методологическую научную школу академика В. И. Загвязинского, занимающуюся разработкой современных подходов к методологии педагогического исследования. Под руководством В. И. Загвязинского систематически проводятся научные семинары, практикумы, обучающие курсы по методологии исследования, методам и технологиям исследовательской работы. Изданы и подготовлены к изданию целый ряд научно-методических пособий, в том числе пособие «Методология и методы психолого-педагогических исследований» (авторы В. И. Загвязинский и Р. Атаханов, М., 2002).
Психологической научной школой является школа психологии профессионального образования члена-корреспондента РАО Э. Ф. Зеера и д-ра психол. наук Н. С. Глуханюк, исследующая проблемы профессионального становления специалиста в профессиональном образовании. Приоритетные направления исследований, реализуемые в данной научной школе, это: теоретико-методологические основы психологии профессионального образования, определение пролегоменов профессионального становления человека, ключевых конструктов модернизации профессионального образования: базовых компетентностей, ключевых компетенций, метапрофессиональных качеств; эффективных развивающих технологий профессионального развития человека. По итогам исследований издан целый ряд учебных пособий.
Научной школой педагогической культурологии УрО РАО руководит д-р пед. наук В. Л. Бенин. Школа исследует педагогику в новом философско-культурном освещении – как самостоятельно существующую в обществе культуру педагогов – тех людей, которые являются ее создателями и носителями.
Среди научных школ и направлений развития частных методик преподавания предметов ведущей является научная школа методики преподавания физики, возглавляемая академиком РАО А. В. Усовой. Приоритетным направлением исследований данной научной школы является обобщение основных теоретических и экспериментальных результатов по апробации различных компонентов новой системы естественно-научного образования. Творческим коллективом продолжена разработка содержания и методики проведения интегративных конференций и семинаров, подтвердивших положительное влияние концепции совершенствования естественно-научного образования на усвоение учащимися физических и химических понятий, формирование у них графических и экспериментальных умений, развитие познавательных интересов.
Научная школа развития методики преподавания литературы развивается в рамках научно-исследовательского института УрО РАО «Словесник» под руководством д-ра филол. наук Н. Л. Лейдермана. Школа рассматривает фундаментальные и прикладные вопросы преподавания литературы в системе школа-вуз.
Еще одной активно развивающейся научной школой является школа коррекционной педагогики, возглавляемая д-ром пед. наук О. Л. Алексеевым. Одним из важных направлений исследований данной школы является развитие лечебной педагогики в системе специального образования.
Наряду с научными школами, развивающими фундаментальные теоретические и прикладные отрасли педагогики, психологии и других смежных наук в деятельности УрО РАО формируются инновационные направления развития науки, отражающие процессы модернизации образования. Среди них: инструментальная дидактика (д-р пед. наук В. Э. Штейнберг); квалитативная технология формирования и диагностики структуры знаний обучаемых (д-р пед. наук В. С. Черепанов); мониторинг качества образования на основе анализа итогов ЕГЭ, организация эксперимента по структуре и содержанию общего среднего полного образования (профильное обучение) (д-р пед. наук Т. Г. Калугина) и др.
Отраслевые образовательные научные школы и направления
Деятельность данного вида научных школ и направлений направлена как на теоретическое обоснование процессов развития существующих отраслей образования, так и на выявление научно-методических предпосылок и оснований формирования новых.
К фундаментальным научным школам развития отраслей образования относится научная школа профессионально-педагогического образования (руководитель действительный член РАО Г. М. Романцев). Одним из приоритетных направлений исследований нашей научной школы является формирование базовых концептуальных положений модели модернизации профессионально-педагогического образования, определение условий, факторов, противоречий и проблем развития ППО и основных направлений его модернизации: структурно-содержательная реформа; усовершенствование организации учебно-воспитательного процесса и образовательных технологий в учреждениях ППО, обеспечение и развитие качества подготовки специалистов; приведение организационно-экономических механизмов функционирования учреждений ППО в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями; демократизация управления системой ППО; обновление кадрового обеспечения системы ППО; развитие социальной поддержки студентов и выпускников системы ППО; разработка научного и научно-методического сопровождения модернизации ППО; развитие международного сотрудничества по проблемам ППО.
Говоря о научном обосновании создания новых отраслей профессионального образования, необходимо отметить такие важнейшие направления научных исследований, как развитие ремесленного профессионального образования (действительный член РАО Г. М. Романцев), дизайн-образования (академик РАО Е. В. Ткаченко).
Среди важнейших направлений исследований можно назвать проблемы:
- обеспечение непрерывности образования (д-р пед. наук Рындак В. Г., д-р пед. наук Соколова Л. Б., д-р пед. наук Хуторской А. В., д-р пед. наук Богуславский М. В., д-р пед. наук Князева В. В., д-р пед. наук Ипполитова Н. В., Михайлова Г. В.);
- информатизации профессионального образования на всех уровнях (д-р пед. наук Казаринов А. С., д-р ф.-м. наук Журавлев В. А, д-р пед. наук Долинер Л. И., д-р ф.-м. наук Хеннер Е. К., д-р пед. наук Т. Г. Калугина, канд. пед. наук Федоров А. И., канд. пед. наук С. В. Гурьев);
- управление качеством общего и профессионального образования (д-р пед. наук Тулькибаева Н. Н, д-р пед. наук Булынский Н. Н., д-р пед. наук Назарова О. Л., д-р пед. наук Беликов В. А., д-р тех. наук Иванов В. А.);
- проектирование и реализация инновационных технологий образования (д-р пед. наук Сериков Г. Н., д-р пед. наук Терегулов Ф. Ш., д-р философ. наук В. Ф. Романов, д-р пед. наук Кондрух В. И., канд. пед. наук Ахмерова С. В., канд. пед. наук В. В. Садырин, канд. пед. наук Бородина Н. В.).
Научные школы и направления регионализации образования
Исследовательские процессы в данных научных школах отражают процессы регионализации образования на Урале. На сегодняшний день уже сформировались и активно развиваются три направления развития исследовательских процессов: экологическое образование, этнопедагогика, социально-педагогические и социально-экономические аспекты регионализации образования.
Научное направление экологического образования представлено в УрО РАО двумя научными школами: собственно экологического образования и научной школой ноосферного образования.
В процессе развития уральской школы экологического образования выделились вполне самостоятельные направления исследований, среди которых экологическая педагогика в Уральском государственном педагогическом университете (Л. В. Моисеева), экологизация естественно-научного образования в Тюменском государственном университете (В. А. Игнатова), Российском государственном профессионально-педагогическом университете (Е. В. Ткаченко), валеологическое и эколого-экономическое образование в Челябинском государственном педагогическом университете (З. И. Тюмасева, В. В. Латюшин, А. Ф. Аменд), социально-экологическое образование в Уральском государственном университете им. А. М. Горького (Е. А. Амирова), в Волжской государственной инженерно-педагогической академии (К. А. Романова), Пермском государственном педагогическом университете (В. В. Мисенжников), Башкирском государственном педагогическом университете (С. Г. Гильмиярова) и др. Таким образом, в Уральском регионе ведутся научные исследования в области экологической педагогики, имеющие большое значение для развития системы образования на современном этапе, обеспечивающее соответствие содержания образования формирующейся новой научной картине мира, в которой экология играет интегрирующую роль, объединяя традиционно разделенные естественно-научные и гуманитарные подсистемы.
Научная школа ноосферного образования (д-р пед. наук Г. П. Сикорская) опирается на и активно развивает научные идеи В. И. Вернадского об активной эволюции и неизбежности перехода биосферы в ноосферу, благодаря развитию коллективного разума, научной мысли планетарного характера; идеи Н. Н. Моисеева об экологическом императиве и коэволюции общества и природы; теории А. Швейцера об универсальной этике и космической педагогики К. Н. Вентцеля. На данной философско-методологической основе разрабатывается теоретическая модель школы ноосферного образования с учетом региональных особенностей образовательного пространства Урала. На основе предложенной теоретической модели разрабатываются педагогические системы для разного типа образовательных учреждений.
Этнопедагогическое направление исследований опирается на процессы изучения и обобщения культурного наследия различных этнических групп и их научно-педагогическое обобщение (д-р пед. наук Прокопенко В. И., д-р психол. наук Хотинец В. Ю., д-р филос. наук Вафеев Р. А., д-р фил. наук Акимова О. Б., канд. фил. наук Третьякова В. С.).
Социально-педагогические и социально-экономические аспекты регионализации образования представлены научными проблемами:
- координация развития системы профессионального образования с потребностями экономики и тенденциями развития рынка труда (д-р пед. наук Федоров В. А., д-р пед. наук Вербицкая Н. О., д-р экон. наук Антропов В. А, канд. экон. наук Матафонов М. Э.);
- социальная активность образования в условиях рыночной экономики (д-р филос. наук Куцев Г. Ф., д-р филос. наук С. А. Гильманов).
Описанные выше процессы развития педагогической науки и образования в Уральском регионе идут активным ходом. Координацию этих процессов взяло на себя Уральское отделение РАО, в деятельности которого формируются современные научные структуры, интегрирующие научные исследования и педагогическую практику.
Важную миссию поддержки научных исследований и научных школ выполняет ежегодная премия Уральского отделения РАО, отмечающая самые различные работы, внесшие вклад в развитие регионального образования. Ежемесячно издаваемый журнал «Образование и наука» является информационно-координирующим центром, вокруг которого концентрируются научные школы, развиваются научные дискуссии ученых Уральского региона.
Вместе с тем огромное количество научных проблем нуждается в своем решении и ждет своих исследователей. Мы надеемся, что наша конференция позволит исследователям в сфере образования предъявить свои научные результаты и обосновать новые направления научных исследований, что послужит новым витком научного развития педагогики и образования в Уральском регионе.
[обсудить статью]
|
|
|